Справка о том, что дом не планируют реконструировать или сносить

Справка о том, что дом не планируют реконструировать или сносить

В настоящее время в Москве активно идет снос ветхого и устаревшего жилья. Так реализовывается программа «Жилище», которая была утверждена еще мэром Лужковым. На сегодня она реализована на 89%, оставшиеся пятиэтажки будут удалены с карты Москвы в 2017 году. Однако вы можете заметить, что в столице осталось немало домов с пятью этажами, которые были построены по приказу Хрущева. Дело в том, что не все строения этого типа подлежат сносу, они разделены на серии и по каждой отдельно принималось решение. Разберемся, чего ожидать в ближайшие годы и будут ли разобраны все кирпичные пятиэтажки.

Откуда появились «хрущевки»

Первые пятиэтажные жилые строения появились в пятидесятых годах двадцатого столетия. Свое прозвище среди простых граждан они получили благодаря Никите Сергеевичу Хрущеву, который поручил разработать план массовой застройки, позволившей расселить жителей коммунальных квартир и общежитий.

При этом перед архитекторами стояла задача максимально сэкономить средства государства. Они нашли решение в изменении государственных стандартов. Так в новом жилье появились:

  • совмещенные санузлы;
  • миниатюрные кухни всего 5-6 кв. м;
  • проходные комнаты;
  • узкие коридоры.

Во всех городах страны начали применять эти разработки. Благодаря особой технологии сборки домов, готовое здание можно было получить всего за 12 рабочих дней. Сейчас пятиэтажки считаются устаревшими и активно разбираются по всей стране, в том числе и в Москве.

Читайте также: Сколько по закону служат счетчики воды

Зачем сносить «хрущевки»

В свое время этот тип жилья был разработан в качестве временного. Максимальный срок службы таких домов по проектной документации равнялся 25 лет. Однако с момента строительства первых пятиэтажек прошло уже 63 года, а люди в них до сих пор живут. Существуют и другие причины, кроме истекшего срока эксплуатации, которые власти приняли во внимание перед принятием решения о сносе пятиэтажек:

  1. Износ коммуникаций. Водопровод, электросеть и другие коммуникации не выдерживают нагрузку от современной бытовой техники, поэтому сейчас все чаще встречаются сообщения о коммунальных авариях, случившихся в пятиэтажках. Наряду с этим можно встретить информацию об износе опорных элементов и несущих конструкций.
  2. Эксперты считают, что при проведении своевременного капитального ремонта «хрущевки» готовы простоять до 150 лет. При этом такой ремонт не во всех случаях целесообразен, так как за эти деньги реально построить современный жилой комплекс, который будет более комфортен для проживания.
  3. Пятиэтажки были построены по типовым проектам, которые никак нельзя назвать изящными и красивыми. В соседстве с современным жильем они смотрятся нелепыми и устаревшим, поэтому в Москве стараются избавиться от «хрущевок». Кроме того, площадь которую они занимают, можно застроить более эффективно, например, путем возведения современной высотки с просторными квартирами и с лучшей звукоизоляцией.
  4. Не только необходимость возводить новые жилые комплексы побудило власти принять решение о сносе «хрущевок», но и прокладка или расширение транспортных магистралей часто требует избавления от устаревших домов.

Причин сносить пятиэтажные дома немало, но главная из них – повышение уровня жизни граждан. «Хрущевки» – не самый удобный вариант для проживания, поэтому сейчас практически все их жители ждут момента, когда же их дома будут разобраны.

Почему некоторые пятиэтажки до сих пор не снесли

Есть несколько причин, почему до сих пор не был произведен запланированный еще несколько лет назад демонтаж пятиэтажек:

  1. Смена руководства Москвы.
  2. Наступивший экономический кризис.
  3. Отказ жителей старшего возврата от смены места жительства.
  4. Сложности в нахождении компромиссных решений о компенсации с собственниками квартир в хрущевских домах. Как правило, не устраивают предложенные варианты обмена жилья тех, кто вложил немало средств в ремонт и замену ветхих коммуникаций в своей квартире.
  5. Необходимость платить высокую цену за снос из-за сложностей работы в местах плотной застройки.

Есть еще одна причина, которую стоит рассмотреть более подробно – дома могут относиться к «несносимым» сериям.

Какие серии домов не подлежат сносу

Несмотря на то что в советское время для строительства использовался кирпич низкого качества, в первую очередь не подлежат демонтажу дома серий, построенных именно из этого материала. По этой причине пятиэтажки из кирпича в Москве до сих пор стоят во многих районах и в планах до 2020 года сносить их нет.

  1. В столице и регионах наиболее распространена застройка серией 1-447 (в том числе и их разновидность «С»). Их не планируется разбирать из-за высоких эксплуатационных характеристик.
  2. Серию 1-511 можно встретить только в Москве. Для них использовался кирпич характеристиками, которые были ближе к силикатному. Также эта серия отличается высотой потолков и более качественной кровлей. Эти дома будут активно реконструировать. Уже можно встретить в некоторых районах столицы перестроенные пятиэтажки с дополнительными двумя этажами, эркерами и лифтами. При этом работы по модификации производятся без переселения жильцов. Перестроенные «хрущевки» этой серии и по внешнему виду смотреться современно.
  3. Наиболее редки дома серии II-34, квартиры в них называют малосемейки. Они также возводились только в столице, даже в области по этому проекту строительство не велось. Всего лишь один дом из этой серии был снесен. Он располагался в районе Зюзино.

Существует всего лишь несколько случаев, когда кирпичные дома все же демонтируют:

  • если строение признано ветхим или аварийным;
  • при реконструкции квартала или района;
  • при невозможности провести модификацию;
  • если снос необходим для прокладки автомагистрали.

Блочные и панельные пятиэтажки в столице подлежат сносу практически во всех случаях, но и в этом правиле есть исключения. Существует минимум 12 серий домов из этих материалов, которые стоят в очереди на капитальный ремонт, но не подлежат разборке. Единственной проблемой в ряде пятиэтажек был признан износ коммуникаций. От домов сносимых серий они отличаются следующим:

  • несущие элементы в них изношены не более чем на 20%;
  • продуманная планировка квартир;
  • наружные стены более прочные;
  • конструкция имеет высокие теплозащитные характеристики.

Если вы решили купить квартиру в «хрущевке» именно из-за перспективы расселения, то стоит заранее уточнить ее серию и сравнить со списком домов, не подлежащих сносу.

Какие дома будут демонтировать

Список серий домов высотой в пять этажей, которые не подлежат сносу относительно небольшой. В нем всего пять наименований: 1-МГ-300, К-7, П-35, 1605-АМ и П-32. Все эти дома принадлежат к периоду массового строительства в сжатые сроки, поэтому качество оставляет желать лучшего. Самым главным недостатком домов этих серий является теплоизоляция. Решение о сносе этих серий пришло только после того, как специалисты рассчитали предположительную стоимость их реконструкции.

Читайте также: Срок службы водосчетчиков холодной и горячей воды в Москве

Планируется, что к концу 2019 года в Москве не останется больше пятиэтажек, которые относятся к демонтируемым сериям. В настоящее время уже выделены средства на проведение работ ми разработан план расселения. Стоит отметить, что процесс демонтажа пятиэтажек значительно удлиняется из-за применяемого метода «волнового» расселения. Этот способ заключается в том, что сначала для жильцов сносимой «хрущевки» строят новый дом и проводят процедуру расселения.

На нашем сайте вы можете получить консультацию профессионального юриста совершенно бесплатно!

Популярное по теме:

  1. Когда включат отопление в 2018-2019 году в Санкт-Петербурге
  2. Когда включат отопление в Кемерово в 2018 году
  3. Когда включат отопление в Москве в 2018 году
  4. Права и обязанности совета многоквартирного дома

Документы

Если вы приняли решение провести реконструкцию жилья, то при обращении в Пенсионный фонд вам необходимо иметь при себе:

  • разрешение на работы по проведению реконструкции жилья;
  • копию свидетельства о праве собственности на реконструируемый дом;
  • копию документов о праве собственности, пользования или владения земельным участком;
  • письменное обязательство о том, что вы оформите реконструируемое жилье в собственность всех членов семьи в течение 6 месяцев после получения кадастрового паспорта;
  • документ, подтверждающий реквизиты банковского счета для перечисления денег.

Что такое реконструкция частного жилого дома: как избежать отказа и получить разрешение

Строительство дома – трудоемкий и требующий немалых вложений процесс. Но и по окончании строительства со временем появится необходимость в ремонте и даже в обновлении жилья. Если с ремонтом все просто – бери и делай, то реконструкция частного дома имеет некоторые особенности, которые важно знать, планируя капитальные изменения жилья.

Общие понятия о реконструкции дома

Реконструкция упоминается в Градостроительном кодексе РФ (далее ГрК РФ), в Гражданской кодексе РФ (ГК РФ) и в некоторых других нормативно-правовых актах (НПА).

Иначе говоря, если решили надстроить второй или третий этаж, восстановить фундамент, сделать пристройку к дому или на месте старого дома возвести новый – это и есть реконструкция.

Такие мероприятия повлекут изменение параметров дома – площади, этажности, инженерно-технического снабжения (отопления, электричества, водоснабжения и т. д.).

Отличия реконструкции от капитального ремонта и перепланировки

Реконструкцию часто сравнивают с перепланировкой или капитальным ремонтом. Но это ошибочное мнение. Перепланировка влечет изменения только внутренней части дома, капремонт – замена или восстановление каких-то элементов, а реконструкция – изменение площади и фасада помещения.

Для общего понимания различий вкратце рассмотрим перепланировку и капремонт.

Перепланировка, согласно ст. 25 Жилищного кодекса РФ – изменение частей дома, требующее внесения корректировок в технический план дома. В нее входят:

  • перенос дверных или оконных проемов;
  • перенос или разборка перегородок,
  • устройство дополнительных санузлов и т. п.

Чтобы осуществить перепланировку дома, нужно получить разрешение от районной администрации, обратившись напрямую или через МФЦ.

Если вам не выдали разрешение на перепланировку, напишите нашему юристу! Он поможет вам разобраться в обоснованности отказа.

Капитальный ремонт – это замена или восстановление устаревших частей дома, инженерно-технического обеспечения, а также отдельных частей несущих конструкций жилья. Такие мероприятия не требуют внесения изменений в технический план и получения разрешения.

Пример капремонта – замена кровли, водопровода, отопления, замена перегородок и т. п.

Отличительная черта реконструкции – изменение параметров дома, направленных на увеличение площади, этажности. А перепланировка и капремонт не влекут таких глобальных изменений.

НПА, регулирующие реконструкцию:

Оформление разрешения на реконструкцию дома

Реновация дома – это очень важный процесс, который требует согласования и разрешения от органов местного самоуправления. Поскольку изменения параметров могут нарушить безопасность дома и затронуть интересы живущих в нем людей, а также соседей.

Ст.51 ГрК РФ дает определение разрешения на реконструкцию.

Для получения разрешения нужно обратиться в отдел архитектуры и градостроительства в администрации муниципального образования (согласно п. 4 ст. 51 ГрК РФ) и подать заявление с соответствующим пакетом документов.

Весь перечень, необходимых документов для получения разрешения на реконструкцию содержится в п. 7 ст. 51 ГрК РФ.

Этот перечень не окончательный. Требования к списку документов могут отличаться в каждом субъекте. Поэтому перед оформлением следует уточнить эту информацию у специалиста специализированного отдела.

Читайте также:  Бланк предварительного договора купли продажи квартиры по ипотеке

Обратиться можно лично либо через доверенное лицо. Также ГрК РФ в п. 7 ст. 51 предусматривает возможность подачи заявления через МФЦ.

После подачи документов заявление рассматривается в течение 7 рабочих дней, по истечении которых заявитель должен быть письменно уведомлен о принятой резолюции. Заявитель должен обратиться в пожарную службу и СЭС для дальнейшего согласования решения, результатом которого будет выдача разрешения либо отказ.

В случае положительного ответа можно приступать к реконструкции самостоятельно, если площадь пристройки/надстройки не будет превышать 10 кв. м. В противном случае выполнять реконструкцию должен специалист, имеющий лицензию на выполнение подобных работ.

Срок действия разрешения составляет не более 10 лет со дня получения разрешения (п. 19 ст. 51 ГрК РФ). Его можно продлить, обратившись в местные органы власти с соответствующим заявлением не позднее, чем за 60 дней до окончания срока. По истечении 10 лет, если реконструкция не была завершена хотя бы на 70%, нужно будет заново оформлять разрешение.

После завершения реновации необходимо получить заключение о соответствии, реконструированного дома требованиям технических регламентов, иных НПА и проектной документации, включая требования энергоэффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергоресурсов – выдается в течение 10 рабочих дней районной инспекцией государственного строительного надзора.

После получения такого заключения необходимо актуализировать данные технического паспорта, зарегистрировав дом в ЕГРН, поскольку изменились технические параметры жилья. Для этого нужно получить разрешение на ввод дома в эксплуатацию в том же органе самоуправления, снова собрав пакет документов с заявлением и разрешением на реконструкцию. Такое разрешение выдается в течение 10 рабочих дней.

Получение разрешения – обязательная процедура. Если реновация будет проведена без разрешения, будет наложен административный штраф (2 – 5 т. р.), согласно п. 1 ст. 9.5 Кодекса об административных правонарушениях России.

В этом случае реконструированный дом будет признан самовольной постройкой, которую необходимо узаконить (читайте, как легализовать самовольную постройку). Для этого в БТИ нужно взять новый кадастровый паспорт и вместе со старым предоставить документы из перечня в администрацию и получить разрешение на реконструкцию. В дальнейшем можно будет зарегистрировать право собственности на реконструированное жилье. Также можно узаконить реконструкцию через суд.

Вы знали, что результат рассмотрения исковых заявлений зависит от того, насколько юридически грамотно оно составлено? Наши профессионалы готовы помочь Вам оформить иск абсолютно бесплатно. Просто напишите справа в чате.

Также можете позвонить по номерам телефонов:

8 (499) 703-35-33 доб. 849 – Москва и область;

8 (812) 309-06-71 доб. 501 – Санкт-Петербург и область;

8 (800) 777-08-62 доб. 481 – все регионы РФ.

Что касается реконструкции домов в СНТ (садовые некоммерческие товарищества), то благодаря принятому ФЗ № 93 от 30.06.2006 «О дачной амнистии», разрешение не требуется. А для регистрации права собственности применяется упрощенный порядок – достаточно предоставить в Росреестр декларацию об объекте недвижимого имущества. При этом земельный участок в СНТ должен находиться в собственности.

Стоимость получения разрешения на реконструкцию

При оформлении разрешения на проведение реновации потребуется понести некоторые расходы. На этапе сбора документов – это оплата услуг специалиста для составления проекта реконструкции – стоимость оговаривается индивидуально, т. к. цена складывается из площади дома и сложности проведенных работ. В расходы стоит включить оформление техпаспорта на дом в БТИ, сумму госпошлины, которая устанавливается в каждом субъекте РФ.

Также оплатить придется госпошлину за регистрацию права собственности на реконструированный дом – 350 р. (пп. 27 п. 1 ст. 333.31 Налогового кодекса РФ).

Использование материнского капитала в реконструкции

В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ (далее ФЗ № 256) средства мат. капитала можно использовать на реконструкцию дома при соблюдении нескольких условий:

  • исполнение ребенку 3-х лет;
  • площадь жилья будет увеличена;
  • дом оформлен в совместную собственность;
  • площадь жилья на каждого члена не превышает 18 кв. м.

При соблюдении всех условий можно обратиться в пенсионный фонд России (далее – ПФРФ) и предоставить заявление о распоряжении мат. капиталом и следующие документы:

После проверки документов ПФРФ в течение 2-х месяцев переводит 50% от суммы субсидии на счет получателя капитала, а оставшиеся деньги перечисляются не ранее чем через полгода после получения первой части. Для этого необходимо повторно обратиться в ПФ РФ с заявлением и актом освидетельствования проведения реконструкции. Этот документ выдается отделом архитектуры и градостроительства в администрации.

В случае, если для проведения реконструкции был привлечен подрядчик, то после завершения работ вся сумма будет переведена на счет организации.

Если реконструкцию дома невозможно отложить до исполнения ребенку 3-х лет, то можно провести необходимые работы, а после получить материнский капитал на компенсацию расходов при реновации дома. Также ФЗ № 256 предусматривает возможность погашения кредита, взятого на реконструкцию, за счет государственной субсидии.

Отказ в разрешении на реконструкцию дома

Основания для отказа в выдаче разрешения на реновацию указаны в п. 13 ст. 51 ГрК РФ. К ним относятся:

Отказ может быть обжалован в досудебном и судебном порядке. В первом варианте подается заявление. Для этого нужно предоставить в суд пакет документов для получения разрешения, заявление и отказ уполномоченного органа в выдаче разрешения на реконструкцию. Как правило, в таких делах суд встает на сторону истца. Главное, чтобы проведенные работы соответствовали градостроительному законодательству.

Остались вопросы? Напишите нам в чат, как это уже сделали многие пользователи, и вы получите бесплатную консультацию специалиста по земельным вопросам.

Где взять справку о том, что жилое помещение признано непригодным для проживания?

заключение межведомственной комиссии/решение суда, в соответствии с которым жилое помещение признано непригодным для проживания и при этом не подлежащим ремонту или реконструкции

Ответы юристов ( 2 )

Вы пишете: заключение межведомственной комиссии/решение суда, в соответствии с которым жилое помещение признано непригодным для проживания и при этом неподлежащим ремонту или реконструкции”.

И здесь же спрашиваете: Где взять справку о том, что жилое помещение признано непригодным для проживания?”

Не понятно, если есть заключение межведомственной комиссии и решение суда, которым жилье признано непригодным для проживания, зачем еще справка? Кто такую справку требует и для какой надобности? В принципе, такую справку Вы можете взять в администрации поселения, предъявив им заключение комиссии и решение суда, но это же абсурд (бессмыслица) получается. Если есть решение суда, никакой такой справки не нужно.

Здравствуйте, Алексей!

Признать жилое помещение непригодным для проживания может орган исполнительной власти на основании заключения межведомственной комиссии.

Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47
(ред. от 02.08.2016)
«Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»

47. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.08.2016 N 746)
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения. Если число голосов «за» и «против» при принятии решения равно, решающим является голос председателя комиссии. В случае несогласия с принятым решением члены комиссии вправе выразить свое особое мнение в письменной форме и приложить его к заключению.
(п. 47 в ред. Постановления Правительства РФ от 25.03.2015 N 269)
49. В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 02.08.2007 N 494, от 25.03.2015 N 269)

Реконструкция частного дома: как получить разрешение

С 4 августа 2018 года вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ, по которым больше не требуется получать разрешение на строительство или реконструкцию дома (объектов ИЖС). Теперь, чтобы выполнить реконструкцию дома, собственник должен уведомить об этом органы местного самоуправления. Расскажем, как правильно это сделать.

  • Что считается реконструкцией частного дома
  • Какие виды работ надо согласовывать, а какие нет
  • Как направить уведомление о реконструкции дома
  • Как узаконить реконструкцию дома

Что такое реконструкция частного дома

По российскому законодательству, любая переделка дома, изменяющая его ключевые параметры (этажность, площадь, высота, объем) считается реконструкцией.

По российскому законодательству, реконструкция частного дома – это изменение ключевых параметров всего дома или его частей (этажность, площадь, высота, объем).

Реконструкция – это именно конструктивное изменение дома.

Нормативно-правовые акты, которые регулируют реконструкцию частного дома:

К реконструкции относятся надстройка нового этажа или мансарды, изменение формы, размера и конфигурации дома, вырубка в несущих стенах оконных и дверных проемов, пристройка крыльца, веранды и т.п. – какие-то пристройки и изменения, при которых ключевые параметры дома остаются неизменными. Сюда можно отнести все перемены, после которых дом перестает соответствовать своей технической документации.

Это не касается простой заменой несущих конструкций аналогичными или более прочными.

Если вы решили поменять деревянные перекрытия в доме на ж/б без увеличения площади помещений и объёма, то согласования не требуется.

Уведомление о проведении реконструкции подается, когда земельный участок имеет одну из следующих разрешенных категорий:

  • индивидуальное жилищное строительство
  • личное подсобное хозяйство
  • малоэтажное жилищное строительство

Какие виды работ нужно согласовывать

Уведомление требуется не для всех видов работ. Для вашего удобства мы составили таблицу-шпаргалку.

Уведомление требуется для

Читайте также:  Образец договора уступки права требования

Уведомление не требуется для:

Для любой надстройки (включая мансарды);

Перемещения сантехники в пределах ранее существовавшего санузла;

Любой переделки, которая приводит к расширению дома;

Закладки окон и демонтажа дверей в несущих перегородках;

Ремонта или восстановления несущих стен;

Сооружении временных перегородок между комнатами;

Утепления пола, потолка, стен;

Прокладке дверных проемов в стенах между комнатами;

Замены инженерного оборудования, установки нового;

Корректировки формы тамбура (без изменения его площади);

Демонтаж старых или возведение новых этажей.

Демонтажа не несущих перегородок.

Демонтаж или перенос несущих стен для объединения помещений запрещен. Но стену можно заменить несколькими столбами – пространство освободится и площадь увеличится.

Неофициально юристы рекомендуют не заморачиваться с уведомлением, если переделка здания не изменяет его размеры, не нарушает безопасности, не превышает параметров разрешенного строительства и не затрагивает прав третьих лиц. Но это должен быть ваш выбор и ваша ответственность.

Без уведомления можете сделать капремонт, но если будете существенно ремонтировать (изменять количество этажей и т.п.), то необходимо уведомить о реконструкции.

Не нужно отправлять уведомление о замене кровли: крыша не относится к несущим конструктивным элементам постройки, поэтому собственник всегда сможет доказать, что это был ремонт, а не реконструкция.

Зато потребуется согласование, чтобы обложить деревянный дом кирпичом (или увеличить его площадь). Это особенно важно, если в будущем дом будет подключен к газу. Домовладельцы могут получить отказ в подключении, если габариты постройки нарушены, и периметр дома фактически больше, чем указано в документах.

Не рекомендуется сносить старый дом и строить новый под видом реконструкции – если изначально получить документацию на тот вид работ, который будет проводиться действительно, это сбережет время, нервы, а в итоге и деньги.

Как направить уведомление о реконструкции дома

Домовладелец отправляет в органы местного самоуправления уведомление о планируемой реконструкции объекта ИЖС. К нему прилагаются только документы, подтвержающие личность заявителя (паспорт) и удостоверяющие права на объекты недвижимости и земельный участок. В большинстве случаев (если дом не находится в исторической зоне и застройщик – не гражданин другого государства) этого будет достаточно.

После проверки документов домовладелец получит уведомление о соответствии или несоответствии планируемой реконструкции допустимым параметрам.

Если получено положительное заключение, можно приступать к реконструкции.

Быстрее и проще будет отправить уведомление через сайт Госуслуг. Участник FORUMHOUSE рассказывает, как он по новой схеме согласовал строительство, но прядок действий при согласовании реконструкции тот же.

Собственник дома должен уведомить органы местного самоуправления и об окончании реконструкции. К этому уведомлению прилагается технический план объекта и квитанция об уплате госпошлины за государственную регистрацию права.

После получения этого уведомления ОМСУ должны в течение семи рабочих дней направить в Росреестр заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект.

Как узаконить реконструкцию дома

Нередко домовладельцы, сделавшие в своих домах самовольную реконструкцию, сознательно не идут на легализацию этих изменений. Так, один из участников FORUMHOUSE, пристроивший к дому второй этаж, считает, что в свете выросшего налога на имущество лучше будет оставить все как есть, иначе «с такими налогами за срок службы дома отдашь любимому государству еще один дом». В его случае дом после реконструкции остался на прежнем месте, в кадастровых документах ничего не изменилось, коммуникации не отключались.

У жизни на нас всегда свои планы, и лучше всегда быть готовыми к любому повороту событий, в том числе, держать все дела и документы в порядке. Человек может не планировать продавать или оставлять дом в наследство, но случиться может всякое.

И с газом может быть залет. Если проверка придет, то газ отключат. У них есть схема подключения и если что-то поменялось, то напишут все вернуть как было.

Закон позволяет до 1 марта 2019 года оформить самовольно реконструированные объекты без обращения в суд. Для этого застройщик должен действовать по описанной выше схеме: отправить уведомление о планируемой реконструкции в ОСМУ, указав в уведомлении параметры объекта и получить согласование параметров объекта. После этого он отправляет второе уведомление, об окончании реконструкции, приложив к нему технический план объекта.

После 1 марта 2019 года узаконить самовольную реконструкцию можно только в судебном порядке.

На FORUMHOUSE можно больше узнать о новом порядке уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС и получить консультацию по поводу разрешительной информации на реконструкцию и новое строительство зданий, строений, сооружений. Почитайте нашу статью о проектировании мини-домов, и о том, как грамотно спроектировать дом именно «под себя». Предлагаем посмотреть наше видео, которое рассказывает об успешной перепланировке дома под нужды новых хозяев.

Обязательно ли заполнять уведомление о завершении сноса объекта?

Вчера, 09.07.2019 на официальном портале правовой информации был опубликован Приказ Минэкономразвития России от 26.03.2019 N 166 “О внесении изменений В требования к подготовке акта обследования, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2015 г. N 861, и требования к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. N 953” (Зарегистрировано в Минюсте России 08.07.2019 N 55172). Начало действия этого приказа 20.07.2019г.

Приказ вносит изменения в отношении использования уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства при подготовке акта обследования. Теперь такое уведомление является обязательным документом, который с 20.07.2019г. обязательно нужно будет включать в акт обследования. Правда с некоторой оговоркой, о чем ниже.

Какие изменения вносит приказ в сложившийся порядок?

Утвержденный приказ расширяет перечень документов, которые будут использоваться при подготовке акта обследования кадастровыми инженерами. Приказ уточнил некоторые ранее действовавшие пункты требований к подготовке акта обследования, а также добавил новые сведения о документах, которые будут использоваться при его подготовке:

  • решение о сносе самовольной постройки, принятое органом местного самоуправления;
  • решения о сносе объекта капитального строительства в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории;
  • решения суда о сносе самовольной постройки.

Также приказом установлено, что решение о сносе объекта заполняется собственниками здания или помещений в нем в произвольной письменной форме. Приятно порадовал также пункт о том, что такое решение не обязательно заверять нотариусом.

Где взять образец решения о сносе объекта?

Образец решения собственников о сносе объекта капитального строительства можно скачать или посмотреть здесь.

Если я снес объект после 4 августа 2018 года?

Теперь подготовить акт обследования без уведомления о завершении сноса объекта будет невозможно, если снос произведен после 4 августа 2018г. Дополнен абзац, который указывает что в этом случае в акте обследования необходимо указать сведения об уведомлении о завершении сноса объекта, а также указать сведения о направлении такого уведомления в соответствующий орган местного самоуправления.

Надо сказать, что непонятно кто и как будет проверять когда был осуществлен снос, и будет ли проверять вообще. А также неясно какие предусмотрены санкции за искажение реальной даты сноса и к кому они будут применяться. Практика применения покажет.

Мы можем за Вас заполнить уведомление о сносе (мы уже знаем его вдоль и поперек, Вам разбираться и ломать голову не придётся, плюс это не дорого). Если все-же хотите сами, то образец заполнения формы уведомления о завершении сноса объекта можно посмотреть или заполнить здесь.

Мы снесли дом и никаких уведомлений никуда не сдавали?

Если Вы снесли дом после 4 августа 2018 года, то мы рекомендуем обязательно заполнить уведомление о завершении сноса объекта и сдать его в орган местного самоуправления. Если не хотите разбираться в правилах его заполнения – мы заполним уведомление за Вас, оставьте заявку. Для тех, кто все-таки хочет поломать голову и сделать все самостоятельно мы рекомендуем заполнять уведомления у нас на сайте онлайн, кстати, как это делают уже тысячи человек, которые распробовали удобство нашего сайта. Всё потому, что мы первые в России реализовали возможность заполнить уведомление о сносе онлайн, сразу же как была утверждена форма такого уведомления. Преимущества онлайн-заполнения очевидны. Впрочем, вы и сами все прекрасно знаете. Но преимуществ от наблюдения за тем как за Вас работают другие ещё больше! Так что заказывайте заполнение уведомления у нас. Мы работаем, Вы наслаждаетесь свободой!

Если же снос своего объекта капитального строительства вы завершили до 4 августа 2018 года, то каких-либо уведомлений Вам заполнять не требуется.

Аналитика Публикации

Снос объектов капитального строительства: новые правила регулирования

Градостроительный кодекс РФ (далее – ГрК РФ) с 4 августа 2018 года был дополнен новой главой 6.4, посвященной сносу объектов капитального строительства (далее – ОКС).

В настоящей статье проанализируем ранее действовавший порядок регулирования сноса ОКС, остановимся на вновь установленных правилах сноса, в том числе особенностях сноса самовольных построек и объектов, расположенных в зонах с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ).

Регулирование сноса ОКС до введения новой главы ГрК РФ

Правовое регулирование сноса ОКС до внесения последних изменений носило крайне фрагментарный характер, позволявший говорить о наличии пробела в праве в рассматриваемой сфере.

При этом основным являлся вопрос необходимости получения разрешительной документации на снос.

Из буквального толкования положений градостроительного законодательства следует, что работы по сносу зданий, сооружений прямо не отнесены к работам по строительству или реконструкции, для осуществления которых по смыслу ст. 51 ГрК РФ необходимо получать разрешение на строительство.

Аналогичная позиция нашла отражение в судебной практике. Так, например, Верховный Суд РФ отказал в привлечении организации, осуществившей снос здания без разрешения на строительство, к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за строительство, реконструкцию ОКС без данного разрешения.

В своем постановлении по делу Верховный Суд РФ отразил, что проведенные обществом работы по демонтажу (сносу) нежилого здания к строительным не относятся и, следовательно, не требуют получения разрешения на строительство. При этом доказательств того, что работы по демонтажу (сносу) нежилого здания произведены на начальном этапе строительства либо в составе работ по реконструкции объекта капитального строительства, надзорным органом, просившим привлечь организацию к ответственности, не представлено[1].

Таким образом, разрешение на строительство для производства работ по сносу ОКС требуется только в том случае, если снос объектов производится в составе работ по строительству ОКС, то есть их созданию, в том числе на месте сносимых объектов (п. 13 ст. 1 ГрК РФ).

Данная позиция представляется спорной, поскольку фактически работы по сносу (демонтажу) объектов могут быть не менее сложными и опасными, чем непосредственно работы по строительству, реконструкции.

При этом подготовительные работы по сносу отражались в самостоятельном разделе проектной документации на строительство – проекте организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей (с 1 июля 2019 года с учетом изменений требований к содержанию проектной документации работы по сносу включаются в единый раздел “Проект организации строительства” (ПОС)).

Читайте также:  Образец предварительного договора купли-продажи квартиры по ипотеке

Вместе с тем, на уровне регионального законодательства действовал ряд актов, устанавливавших обязанность получать некие иные разрешения государственных органов субъектов РФ или органов местного самоуправления на снос ОКС.

Такие правила были установлены, например, ранее действовавшим Постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 № 857-ПП “Об утверждении Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве”. При этом за самовольный снос зданий, сооружений в г. Москве предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 8.18 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях.

Позиция о разрешительной природе действий по сносу нашла также свое отражение в письме Минэкономразвития России от 16.04.2015 № Д23и-1663. Как отражено Минэкономразвития в данном письме, законодательство субъектов РФ предусматривает, что основанием для сноса ОКС является распоряжение органа местного самоуправления, которым в том числе определяется порядок и сроки осуществления сноса такого объекта.

Перечень документов, необходимых для согласования органом местного самоуправления решения о сносе определяется законодательством субъекта РФ, в частности к таким документам относятся: решение собственника о сносе, проект организации работ, копии договоров подряда на осуществление работ по сносу.

Отметим, что региональные акты, посвященные сносу ОКС, носят единичный характер.

Таким образом, до настоящего момента федеральным законодательством правила сноса ОКС не были установлены, региональное законодательство также не предусматривало единообразного и детального регулирования.

Существовавший правовой вакуум, однако, был заполнен после введения в действие главы 6.4 ГрК РФ.

Новые правила сноса ОКС: общие положения

Согласно п. 1 ст. 55.30 ГрК РФ основаниями для сноса объекта могут быть решение собственника либо, в случаях, установленных законом, решение суда или органа местного самоуправления.

В целях сноса ОКС (если снос осуществляется не в целях строительства нового объекта) застройщик или технический заказчик обеспечивают подготовку проекта организации работ по сносу в качестве самостоятельного документа на основании результатов и материалов обследования объекта. Работы по подготовке данного документа должно осуществлять лицо, включенное в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования.

Требования к проекту организации работ будут установлены Постановлением Правительства РФ. Отметим, что в случае осуществления сноса за счет бюджетных средств также подлежит разработке смета.

Разработка проекта организации работ не требуется для сноса следующих объектов: гаража; жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, расположенных на садовом земельном участке; объектов индивидуального жилищного строительства; некапитальных и вспомогательных построек.

В ГрК РФ вводится понятие лица, осуществляющего снос объекта, по аналогии с понятием лица, осуществляющего строительство. Таким лицом может быть застройщик или индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда на осуществление сноса.

Лицо, осуществляющее снос, обеспечивает соблюдение требований проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ по сносу объекта капитального строительства и несет ответственность за качество выполненных работ.

Таким образом, градостроительное законодательство теперь закрепляет конкретное лицо, обеспечивающее соблюдение всех обязательных строительных норм и правил, а также устанавливает возможность привлечения его к ответственности за нарушение данных норм.

Другим крайне важным нововведением, направленным на обеспечение безопасности выполнения работ по сносу, является требование о выполнении работ по договорам подряда на осуществление сноса только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства (исключение составляют случаи выполнения работ по договору подряда, если размер обязательств по такому договору не превышает одного миллиона рублей).

Также для выполнения работ по сносу могут не являться членами СРО лица, освобожденные от обязательного членства в СРО при выполнении работ по инженерным изысканиям, проектированию, строительству, в частности: ГУПы, МУПы, казенные предприятия, коммерческие организации с долей участия государства более 50% в случае заключения договоров подряда с публичными образованиями и созданными ими юридическими лицами.

Снос ОКС осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу после отключения объекта от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения, выдаваемыми организациями, эксплуатирующими соответствующие инженерные сети. Отключение объекта подтверждается актом, подписанным сетевой организацией.

Для разрешения спорных вопросов взаимодействия с государственными органами при осуществлении сноса ОКС законодательно устанавливается процедура извещения о начале работ и об их окончании, а также предоставления уполномоченному органу проекта организации работ по сносу.

Так, в целях сноса ОКС застройщик или технический заказчик не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа, муниципального района (в отношении межселенной территории) по месту нахождения объекта уведомление о планируемом сносе ОКС.

К уведомлению о планируемом сносе объекта прилагаются результаты и материалы обследования ОКС, а также проект организации работ по сносу. В случае непредставления данных документов, уполномоченный орган запрашивает их самостоятельно.

Уведомление и прилагаемые к нему документы подлежат размещению в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. Орган местного самоуправления также уведомляет о размещении данных документов орган регионального государственного строительного надзора.

После завершения работ по сносу застройщик или технический заказчик направляет уведомление о завершении сноса, также подлежащее размещению в публичных источниках.

Формы названных уведомлений должны быть утверждены Минстроем России. На настоящий момент на официальном сайте опубликования проектов нормативных правовых актов размещен проект приказа Минстроя России “Об утверждении форм уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства”[2].

Отметим также правило, установленное на переходный период: в случае, если работы по сносу ОКС, не связанные со строительством или реконструкцией объекта, начаты до 4 августа 2018 года, разработка проекта организации работ по сносу и направление уведомления о начале работ по сносу объекта не требуются.

Особенности сноса самовольных построек и объектов в границах ЗОУИТ

С 4 августа 2018 года существенной переработке подверглась статья 222 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), определяющая признаки самовольной постройки и последствия осуществления самовольного строительства. Содержание данных изменений, кардинально меняющих подход законодателя к самовольному строительству и фактически вводящих фигуру добросовестного застройщика самовольной постройки, заслуживают анализа в рамках отдельной статьи.

В настоящей статье остановимся на ранее законодательно не установленных процедурных аспектах сноса самовольных построек с учетом последних изменений ГрК РФ.

Снос самовольных построек осуществляется на основании решения суда или, в случаях, определенных п. 4 ст. 222 ГК РФ, по решению органа местного самоуправления (далее также – ОМС).

Статьей 55.32 ГрК РФ установлена процедура принятия решения о сносе самовольной постройки.

Так, ОМС в течение двадцати рабочих дней со дня получения от надзорных органов сведений о выявлении самовольной постройки обязан принять решение о сносе самовольной постройки либо ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в случаях, когда такое право предоставлено ему ГК РФ, либо обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки.

В случае, если по результатам анализа полученных от надзорного органа документов признаки самовольной постройки не выявлены, ОМС направляет уведомление об этом в надзорный орган.

Снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице – правообладатель земельного участка, на котором создана самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или решением органа местного самоуправления.

Отметим, что не выполненные обязанности по сносу или реконструкции самовольной постройки переходят к новому правообладателю земельного участка переходе прав на земельный участок.

Указанные лица обязаны осуществить снос постройки либо ее реконструкцию в соответствии с утвержденной ОМС проектной документацией, предусматривающей приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями.

В случае невыполнения данных обязанностей в определенные решением о сносе сроки, ОМС уведомляет об этом орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении участков, находящихся в публичной собственности, либо обращается в суд с иском об изъятии земельного участка, находящегося в частной собственности.

Наконец, ГрК РФ устанавливает перечень случаев, когда снос постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется самим ОМС за счет средств бюджета с возмещением расходов за счет средств правообладателей постройки.

ОМС осуществляет снос постройки самостоятельно, если правообладатели постройки или земельного участка не выявлены, либо в случае, если правообладатели не предприняли действий по сносу или реконструкции постройки в течение 6 месяцев со дня истечения установленного срока, а права на земельный участок к третьим лицам не переходили.

Кроме того, снос осуществляется ОМС в случае, если правообладатели не снесли или не реконструировали объект, расположенный на неделимом земельном участке, на котором также расположены иные здания и сооружения, самовольными постройками не являющиеся.

Изменения, не менее кардинальные, чем изменения в области самовольного строительства, с 4 августа 2018 года коснулись правового регулирования зон с особыми условиями использования территории. С учетом данных изменений, ГрК РФ предусматривает коррелирующие специальные правила сноса ОКС, расположенных в границах ЗОУИТ.

ОКС, попавшие в границы ЗОУИТ, по общему правилу подлежат сносу в случае, если режим указанной зоны не допускает размещения таких объектов.

Снос ОКС или его приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется по решению собственника либо на основании соглашения о возмещении убытков. Указанное соглашение о возмещении убытков заключается собственником ОКС с правообладателем здания или сооружения, в связи с размещением которых установлена ЗОУИТ.

В случае недостижения соглашения о возмещении убытков снос объекта или его приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется исключительно на основании решения суда. При этом в случае, если установление ЗОУИТ приводит к невозможности использования объекта, правообладатели объектов, в связи с размещением которых созданы ЗОУИТ, публичные образования обязаны выкупить такой объект капитального строительства.

Подводя итог изложенному выше, необходимо отметить, что принятые изменения законодательства, действительно, заполняют ранее существовавший пробел в сфере сноса ОКС, устанавливая как общие принципы и правила регулирования, так и специальные нормы в отношении сноса самовольных построек и объектов в границах ЗОУИТ.

В то же время, представляется не совсем однозначным подход законодателя об установлении уведомительного, а не разрешительного порядка сноса объектов, учитывая, что специальные виды ответственности лица, осуществляющего снос, за нарушение правил и требований безопасности, не определены.

Представляется, что введение именно уведомительной системы сноса ОКС связано с общей законодательной тенденцией, направленной на сокращение числа разрешительных процедур в строительстве. Вместе с тем, позволят ли новые процедуры обеспечить безопасность осуществления сноса ОКС – покажет практика.

[1] Постановление Верховного Суда РФ от 10.10.2016 по делу № А70-13521/2015.

Ссылка на основную публикацию